26 Апрель 2008

Плюсы и минусы высшего образования. Часть 1. Минусы

posted in Все о жизни, Саморазвитие, Управление временем |

Почему в институтах ничему не учат или самообразование рулит
Часть 1. Минусы

Минусы высшего образованияСейчас поступить в институт – это жизненная необходимость. Среди моих знакомых, людей неучившихся в институте почти нет. Это стало нормой и необходимостью. Иногда, это действительно так и я обязательно рассмотрю все плюсы высшего образования, даже в том виде, в котором оно присутствует сейчас. Но сначала о минусах.

Я не говорю про все институты и университеты, скорее всего, это не будет касаться топовых высших учебных заведений. Однако таких абсолютное меньшинство – всего несколько процентов. В остальных ВУЗах все образование представляет собой фикцию.

Большое количество ненужных и бесполезных предметов. Есть очень важное правило – все, что не используется и не применяется человеком в жизни или в работе, а также все, что ему не очень интересно – забывается очень быстро. Да, я еще могу согласиться, что в школе необходимо большое количество предметов, для того, чтобы расширить кругозор и понять, что же может заинтересовать человека по-настоящему (хотя школа это вообще отдельный разговор). Но студент сделал свой выбор и поступил на определенную специальность, теперь ему нужны конкретные базовые знания. Причем база знаний по выбранной специальности – на самом деле единственное, что требуется от института.

В действительности же, программистам преподают философию, социологию и культурологию, уроки физкультуры до 4го курса и еще огромное количество совершенно ненужных предметов. Да, сейчас вы скажете, что философия нужна хотя бы в качестве ознакомления, но при этом никто не отдает себе отчет в том, как проходит преподавание таких предметов. Это обычно чтение лекций, на которых большая половина студентов скучает или спит. Поверьте, те, кому это действительно интересно – уже давно прочитали книги, о которых рассказывают на лекциях и изучили эти темы.

По профильным предметам ситуация немного лучше. Особенно там, где еще остались старые советские преподавали или там, где появляются молодые фанаты своего дела. Но в действительности часто бывает, что программирование преподают люди ни разу в жизни ни написавшие ни одной коммерческой программы, знание которых ограничивается лабораторными и курсовыми работами, а также стандартным набором методов и решений. Но в то же время, создание коммерческих продуктов в корне отличается от тех задач, которые учат решать студентов. Я расскажу об этом, но в другом посте, иначе этот слишком разрастется.

Потеря времени. Из предыдущего пункта об избыточности лишних предметов, а также из некоторых особенностей институтского образования, вытекает огромный минус институтов – потеря времени. В среднем, человек проводит там по 6-7 часов – это почти весь рабочий день. И так на протяжении пяти лет. А кроме этого поиск различных рефератов и подготовка лабораторных работ. В общем, получается 5 лет полноценной работы. И чем больше количество бесполезных предметов в расписании и чем меньший интерес они вызывают у студента – тем больше он теряет времени.

Самое страшное, что существуют преподаватели, которые искренне верят в необходимость изучения философии для студентов-программистов. Поэтому, они заставляют ходить студентов на все занятия и, что является абсолютной глупостью – зачастую ставят оценки за посещаемость.

Институт играет еще одну важную роль, которая актуальна для будущих работодателей. Он отучивает людей от принятия самостоятельных решений и учит их беспрекословному подчинению тому, кто находится выше тебя по карьерной лестнице. У преподавателей бывают зачастую весьма странные требования, однако никто не может уклониться от их выполнения, просто потому, что в таком случае закрыть сессию будет намного сложнее. Это один из секретов важности высшего образования для работодателя – ваш диплом служит не только и не столько показателем определенных знаний. Он служит показателем того, что вас научили дисциплине и подчинению начальству, а также того, что вы пять лет ходили в одно и то же учреждение и выполняли все предъявляемые вам требования. Можно назвать это определенной гарантией трудоспособности.

Не секрет, что знания по всем предметам, кроме профильных и интересующих студента, стираются из памяти в следующие две недели после сдачи экзамена. И на все вышеперечисленное можно было бы закрыть глаза, если бы знания, полученные в институте, оставались с нами надолго, и мы могли бы блеснуть эрудицией в компании, назвав столицу Канады или рассказав об основах диалектики. Но этого не будет, просто потому, что как я уже говорил выше – то, что нам не интересно и не используется нами в повседневной жизни – сразу же стирается из памяти.

У этого поста будет продолжение, в котором собраны все плюсы высшего образования, а также мысли о самообразовании и саморазвитии. Надеюсь, ваши комментарии помогут их дополнить.

Посты по теме:
Каким спортом заняться SEO-шнику
Так ли нужно позитивное мышление или Секрет-2
Совершайте ошибки
Ведение записей и составление планов

У нас куча комментариев (32) на запись “Плюсы и минусы высшего образования. Часть 1. Минусы”

Почему бы Вам не высказать своем мнение! Позвольте нам узнать, что Вы думаете...

  1. 1 On 26.04.2008, Arkadi Austern said:

    Верно написано. Образование в наше время – установленные рамки – если ты не имеешь “корочки”, то ты ничего, на работе, как правильно будут рассматривать не в первую очередь. В то время, когда человек представляет из себя больше, чем значит эта бумажка.

  2. 2 On 27.04.2008, Абсурдный Людь said:

    Отличная статья :) очень понравилась))
    наверное даже потому, что для меня она особо актуальна…
    дилемма: родители настаивают на высшем образовании
    я терпеть не могу обучение в стандартном смысле этого слова
    люблю свободу видимо настолько :) люблю самообразование :) очень хочется почитать и Ваше мнение по этому поводу)) самообразование и саморазвитие – моя “школа”

    вот если я еле-еле выдерживаю школу… смогу ли я “выдержать” институт? :)
    а все давят… :)
    и имея 91 балл в кенгуру (в сотне по России), 100 % решенных заданий по геометрии… по данному предмету в дневнике стоит твёрдая 3… :) эх… не понимаем мы друг друга с учителями :) )

    в общем, очень полезная для меня тема))) буду рад, если она будет продолжена)))
    хотя вообще для себя давно решил, что проведу такой эксперимент: смогу ли я без вышки чего-то в жизни добиться… по крайней мере, если не смогу, то хотябы мои дети вышку получат :)

  3. 3 On 28.04.2008, admin said:

    2 Arkadi Austern
    Вот именно, большинство работодателей в офлайне не могут себе представить работника без высшего образования, по многим причинам. Об одной из них – некоей гарантии адекватности работника, я уже написал. Однако существует еще множество факторов, в конце концов – просто потому, что так принято.

    Причем, в Москве сейчас намечается тенденция более серьезной проверки и если года 4 назад можно было устроиться даже в более-менее серьезную контору по купленному диплому, то сейчас это уже не получиться.

  4. 4 On 28.04.2008, admin said:

    2 Абсурдный Людь
    Спасибо :)
    На самом деле у высшего образования есть свои плюсы. Нужно только понимать, что высшее образование и самообразование не имеют ничего общего. В современном мире у них разные цели и задачи.

    Помнится я тоже с трудом выдерживал школу (хоть и закончил с медалью :) ), особенно последние классы, когда потеря времени для меня стала особенно очевидной и болезненной. Однако в институте с этим полегче – как правило, существует только несколько предметов, не посещать которые “себе дороже”. Поэтому, хотя бывают и исключения, но большинство предметов можно изучить самостоятельно в том объеме, в котором это необходимо для сдачи экзамена. Так что в этом плане выдержать институт будет легче, чем школу.

    Кстати, ты чего в аське не отвечаешь? Я тебе еще в пятницу вроде бы написал :)

  5. 5 On 29.04.2008, Абсурдный Людь said:

    упс… без понятия… :) может спам-фильтр заблокировал?)) хотя он должен быть выключен…
    вообще я всегда в извизе))
    лучше напиши тут свою аську)) а я тебе постучусь? :)

  6. 6 On 29.04.2008, admin said:

    ОК, буду сегодня и завтра поздно вечером, а в праздники – как получится, но надеюсь, что удастся побыть дома и поработать :)

    55752557

  7. 7 On 30.04.2008, Плюсы высшего образования | Мысли о SEO и саморазвитии... said:

    [...] уже писал о минусах высшего образования, но как всегда, у медали есть две стороны и сегодня мы [...]

  8. 8 On 01.05.2008, Grin said:

    На самом деле, действительно неплохая статья )) Я думаю, что такие мысли посещают почти каждого студента. Потеря времени на изучение ненужных предметов, общение с преподавателями-маразматиками(которых минимум 30% в любом ВУЗЕ), подстраивание под их глупые, порой абсурдные требования… Все это конечно имеет место быть )) Но если посмотреть на эти вещи с другой стороны, то можно найти положительные моменты.. Какие? Университет делает из человеческого мозга губку (особенно технические специальности).. Если человек прошел через все 5 нелегких лет университета, то это говорит о том, что он сможет адаптироваться практически в любых условиях, научиться на любой работе любым навыкам, т.к университет сделал из него машину, которая сможет без труда в максимально короткие сроки впитать любые знания… В моем понимании это и есть одни из самых главных плюсов высшего образования. Уметь быстро впитывать знания из любой области, любой сложности.

  9. 9 On 01.05.2008, admin said:

    Вы правы – положительные моменты определенно есть и я написал об этом в следующем посте. По моему мнению их даже больше, чем отрицательных :) Хотя здесь все индивидуально и кому то он может помочь и подтянуть, а кого-то наоборот – только тормозить.

    Знаете, почему многие люди так хвалят учебу в университете или, например, службу в армии? У человеческого мозга есть одна важная особенность – положительное запоминается намного лучше, чем отрицательное. Так уж устроено наше сознание, что буквально через несколько месяцев мы напрочь забываем многие отрицательные моменты и наше отношение к происходящему достаточно сильно меняется – возможно оно и к лучшему и действует как один из защитных механизмов сознания, но все же это факт.

  10. 10 On 07.05.2008, flix said:

    Классно написал, особенно про выработку подчинения начальству. Сам учусь на программиста, правда уже на заочке, т.к. не прет ходить в универ как школьнег 5 лет подряд. И все остальное тоже верно, и про левые предметы, и про профилирующие, когда препод по программированию не понимает твоего нестандартного решения, потому что не видит дальше своей совковой носяры.
    Буду читать плюсы )))

  11. 11 On 07.05.2008, admin said:

    flix, спасибо :)

    Многим приходится учится на очном, т.к. это дает им отсрочку от армии и как только появляется стабильная “отмазка” от армии, то они переходят на заочный.

    В конце недели я размещу крайне интересный пост, который будет последним в этом цикле про образование и его необходимость человеку, решившему зарабатывать деньги в интернете.

  12. 12 On 10.05.2008, Необходимость высшего образования для SEO-шника | Мысли о SEO и саморазвитии... said:

    [...] темы высшего образования, рассматривал его плюсы и минусы. В комментариях к постам развернулось обсуждение на [...]

  13. 13 On 16.05.2008, Аноним said:

    “служит показателем того, что вас научили дисциплине и подчинению начальству, а также того, что вы пять лет ходили в одно и то же учреждение и выполняли все предъявляемые вам требования”

    Точнее и не скажешь. Именно так и есть – если у человека хватило терпения и выдержки дотерпеть рутину вуза до финала, то и на самой скучной и занудной работе он будет готов держаться до пенсии…

  14. 14 On 16.05.2008, Inari said:

    Ещё один минус высшего образования – это огромное количество стрессов. Сессии, хвосты, проблемные сокурснники, быт в общежитии, недосыпание, неуспевание и т.д.
    А для работодателя это плюс – диплом как бы подтверждает так ценимую сейчас стрессоустойчивость…

  15. 15 On 16.05.2008, admin said:

    Аноним,
    Да, странно, что из комментирующих немногие уделили внимание этому пункту, а ведь он является очень важным – институты, это в буквальном смысле тест на способность человека работать в офисе, есть люди, которые патологически не могут работать с 9 до 6, целый день сидя в кресле. Высшего образования у них, как правило, нет именно по этой причине.

    Inari,
    Вы знаете, а я бы не стал относить это к минусам. То, что нас не убивает – делает сильнее, и пока что я не встречал более правильного высказывания.

  16. 16 On 17.05.2008, navix said:

    Свою физику и психологию качать нужно, но в универах все через Ж. Вообще универ – это бизнес, а студенты – прибыль.

  17. 17 On 17.05.2008, wonder said:

    Отличный пост! Как один из студентов подпишусь под каждым словом.

  18. 18 On 17.05.2008, Универ - зло! » Покорители мира said:

    [...] идею я уже высказывал несколько раз, сегодня попался отличный пост по теме. Полностью соглсен со всем изложенным, [...]

  19. 19 On 18.05.2008, Универ - добро??? о_О » Покорители мира said:

    [...] подсказали, что есть продолжение универа – зла :) Напишу свое мнение на сей [...]

  20. 20 On 20.05.2008, Сергей Гладилин said:

    з статьи получается, что институт вроде как в основном преподает знания. Единственное исключение – приведен пример с дисциплиной – мягко говоря, очень спорный. Но надо ли, чтобы в институте преподавали четко необходимые сегодня вещи – типа “как делать доры и сателлиты”?

    На мой взгляд, суть высшего образования – в создании кругозора – все остальное лишь средства для создания кругозора. Я тоже, отучившись 5 лет, узнал меньше новых конкретных знаний, чем забыл после школы – но я горд тем, что мой кругозор при этом значительно вырос.

    Реально применяемые в производстве (например, в написании реально используемых программных комплексов) конкретные умения – тривиальны и годны для изучения в порядке самообразования. А вот осознать, что есть такая штука как функциональное или автоматное программирование – можно только в научных центрах, каковыми все еще остаются институты. Если наше производство потеряет связь с наукой (просто потому, что чаще всего без нее можно обойтись), то уровень серьезных разработок со временем значительно упадет – но делать что-то будет уже поздно.

    Хороший пример – Open Source разработки. В них реально плохо с наукоемкими технологиями. Тот же SpamAssasin мог бы значительно лучше фильтровать спам, если бы его авторы действительно разбирались в нейронных сетях…

    При все указанном я не отрицаю, что особенно в компьютерных технологиях преподавание в ВУЗах часто сильно отстает от современного состояния дел – т.е. что нынешняя ситуация в ВУЗах достаточно плачевная…

  21. 21 On 29.05.2008, Владимир said:

    Образование и диплом две большие разницы, важно получить хорошее образование и без философии здесь никак. Потом проще жить. Это ведь наука о развитии общества и человека, проще понимать что откуда берется. Это плохие преподы не могут заинтересовать. Вообще взятки на экзаменах, зачетах и т.п. уничтожают образование.

  22. 22 On 30.05.2008, admin said:

    Сергей,
    Отличный комментарий, спасибо. А почему Вы считаете, что пример с дисциплиной спорный?

    Владимир,
    Вы считаете, что если группе из 50 человек прочитать скучную лекцию о диалектике Гегеля, то каждому из этих 50 студентов станет “проще жить”? В лучшем случае, пару человек из всей группы все же заинтересуются и возьмут почитать книги по теме. Хотя те, кого это действительно может заинтересовать, с большой долей вероятности уже читали про это сами.

    Да, действительно, если попадется хороший преподаватель, он сможет увлечь аудиторию лекцией почти на любую тему. Но только такие преподаватели – скорее исключение, чем правило, поэтому приводить их в пример не совсем правильно.

  23. 23 On 04.06.2008, Элен said:

    Я не могу сказать, что я согласна со всеми минусами высшего образования.Конечно времени уходит много,но должен ведь быть и результат.А на счет философии обидно, ведь это колыбель всех наук, которая помагает человеку просто мудро мыслить и мудро поступать в разных ситуациях.
    Например у пеня был прекрасный преподаватель по философии, который привил мне большую любовь к этому предмету, и я уверена, что к многим слушателям его лекций.
    Ну да ладно,дело не в этом. Ведь кто не хочет идти учится, его никто не заставляет.А на счет саморазвития, я считаю это главнее, чем любой вуз, но ведь эти вещи можно совмещать. Если их есть оптимальная пропорция, тогда в жизни человека наступает гармония, он доволен всем,но если же что-то не так в вузе, тебе кажется, что сильно прижимают, то может следует подумать, может ты не ту специальность выбрал.
    Если говорить о дополнительных предметах, то я считаю, что они также нужны,они разноображивают учебные будни, расширяют кругозор, мне например интересно изучать такие предметы, постигать что-то новое.
    А на счет взяток, то это конечно же плохо, соглашаюсь, но хочу напомнить, что и существуют они для тех, кто совсем не хочет ничего учить,вот и приходится попарится по этому поводу.
    Некоторые вузы дают очень хорошее образование, если его принимать, а не гнатся только за отметками.
    А на самообразование нужно находить время, если человек занимается еще и тем, что его интересует и оно перекликается с его специальностью, то это очень классно. Но если же занятие не похоже на будущую професию,то это по-хуже.Может следует задуматся,нужна ли вам это образование.
    Естественно, закончить институт это самое примитивное, что может сделать человек, сложнее найти силы заниматся чем-то самостоятельно. Но только те ребята достигают успеха, кто не просто слепо зубрит, что задает дядя-препод,но а и еще занимаются собой.
    Но собственно я довольна своим учебным заведением,оно мне дает то, что меня интересует, за чем я собственно сюда пришла.А также у меня есть время на саморазвития. Желаю всем успеха и прежде, чем обсуждать и изменять что-либо глобальное, может следует задуматся над другим и разобратся в себе. Вот в чем собственно проблема?

  24. 24 On 07.06.2008, Миша Наумов said:

    Все правильно написано, особенно про то, что “зазубренные” знания забываются сразу после сдачи экзамена)

  25. 25 On 28.06.2008, Алексей said:

    В вузе хорошо тому, кто точно знает, зачем туда пришел. Вот если я сам решил поступать в вуз, буду там учиться в полную силу и брать от него все, что посчитаю нужным. Другое дело люди, которых родители силком запихнули в вуз. Лентяи и лоботрясы, иначе не назовешь, никогда ничего в жизни еще не добивались и постоянно жалуются на то, что времени не хватает, что предметы сложные, что преподы жесткие. В любом случае студент учится прежде всего сам. На счет технической и программной оснащенности вузов абсолютно согласен, поскольку она (оснащенность) безбожно отстала от времени.

  26. 26 On 17.02.2009, L said:

    Чувствуется, что написано человеком, потратившем кучу времени на “поиск различных рефератов” и что у него (неё) проблемы с диалектикой и географией ))))
    И это сказывается – ну искренне не понимает автор, зачем же всё-таки программисту философия, и чем ВЫСШЕЕ образование от среднеспециального отличается…

  27. 27 On 25.02.2009, sg said:

    Те, кто согласен со статьей, идут в ПТУ и не заморачиваются. А тот, кому нужна серьезная методическая и методологическая база, тот, кто хочет самостоятельно принимать решения, идет в высшее учебное заведение. Оно потому и высшее, что дает увеличить уровень человека не узко, а объемно. А как известно, качество может дать только комплексное повышение уровня.

  28. 28 On 05.01.2010, Снова о высшем образовании said:

    [...] в посте о минусах высшего образования был оставлен такой [...]

  29. 29 On 10.01.2010, О методах высшего образования said:

    [...] про плюсы и про минусы высшего образования мы говорили неоднократно. Тема [...]

  30. 30 On 11.01.2010, Как вести конспект лекций said:

    [...] мы говорили достаточно много. И хотя я описывал как минусы высшего образования, так и плюсы оного, мне показалось, что читатели моего [...]

  31. 31 On 13.01.2010, Поиск работы после обучения said:

    [...] негативно отзывающиеся о высшем образовании, в качестве одного из главных аргументов используют [...]

  32. 32 On 13.01.2010, Авторитет преподавателя said:

    [...] ругают высшее образование, многие хвалят высшее образование, но и среди и тех и [...]

Оставить комментарий

rss подписка на мысли о seo и саморазвитии


Рассылки Subscribe.Ru
SEO-мысли о продвижении сайтов
и достижении целей

Подписаться письмом